Письмо другу. Часть 5. Сицилия: море, люди, еда

 


Продолжаю рассказ о нашем летнем отпуске. Голодным не смотреть!

Море

Главной причиной нашего итальянского «броска на юг» было, конечно, море. Именно море, «вода, вода», а не пляж. На пляжах мы, конечно, тоже не прочь поваляться, но вид волнительной синевы перед глазами, возможность в неё окунуться и прогуляться вдоль её берега всё же важнее. По части пляжного отдыха Палермо мог предложить не много — за ним нужно было ехать куда-то подальше. Тем не менее «своё» место для полежать мы нашли и здесь. Находилось оно в получасе пешком от нашего квартала. От города его отделяла грунтовая парковка, а за ней, ближе к воде, был ещё и вал из песка и гальки, который неплохо защищал от шума дороги. Из людей поблизости рыбачила только какая-то семейная пара и лежали на подстилке два похожих друг на друга, как братья мужика, один из которых имел сухую руку. В остальном на добрую сотню метров туда-сюда берег был пуст. Попробовав босиком воду, я поинтересовался у братьев, или здесь безопасно купаться. Мы тут уже двадцать лет купаемся, ответил мне сухорукий. Двадцать лет звучало убедительно, и, не раздумывая, мы пошли обустраивать пляжное место под принятие водных процедур и солнечных ванн.

Особой чистотой вода в палермском море и не отличалась. Но если отплыть чуть подальше от берега, было вполне терпимо. К тому же, как мы потом выяснили, значение имело ещё и время купания. По утрам вода была совсем чистой, а водоросли и мусор из портовой зоны сюда приносило течением лишь к полудню. В остальном же море было, как и полагается быть южному морю — ласковое, тёплое, без лишних штормов и прочих медуз. Плескаться в таком, особенно когда вокруг почти никого — удовольствие, которое на настоящем курорте ещё поди найди.




Люди

В одной книжке по итальянской грамматике у меня был пример, где говорилось, что «люди на юге Италии очень гостеприимны». Наша хозяйка Китти, несмотря на прокол с бронью, была тому подтверждением. Единственным неудобством, которое я нашёл на её кухне было отсутствие точилки для ножа. Он требовал заточки ещё до эпохи ковида. И хотя за Киттино гостеприимство мы заплатили своими деньгами, всё равно чувствовалось, что она постаралась, чтобы гостям было хорошо.

Примерно такое же старание помочь мы видели в глазах прохожих, когда обращались к ним с вопросами. Нас всегда внимательно выслушивали и отвечали с подробностями, которые запросто можно было опустить для иностранцев. В той же Болонье с её толпами туристов местные были с нами более лаконичны.

Продавцы в своих лавках и магазинчиках и вовсе едва ли не бросались нас обнимать, если мы у них чем-то интересовались. Олю как-то привлекла вывеска мастерской дизайнера узоров для вышивки. Оказывается, в Палермо есть и такие. Дизайнером был парень чуть за сорок. Оля зашла к нему посмотреть на его работы «на минуту». Я присел на скамейку с другой стороны улицы… и просидел на ней полчаса. Всё это время дизайнер что-то объяснял моей жене, то и дело выкладывая на прилавок образцы работ. Более того, в ходе их беседы на полусловах-полупальцах выяснилось, что у них общие «друзья» в соцсетях. Если тесным называют обычный мир, то вышивальный итальянский — это, вообще, коммуналка.

Дружелюбие и расположенность к нам проявляли даже бомжи. Один такой, с протезом вместо голени, нёс какую-то непонятную нам вахту у заправки недалеко от пляжа, куда мы ходили. Мы только перешли улицу, а там как раз отъезжал крохотный «фиатик» под управлением довольного крупного дяди. Выруливая, дядя включил радио. Оттуда заиграла песня Volare (из 60-х), знакомая в Италии всем. Дядя,  будучи «итальяно вэро», понятно, тут же запел: во-о-ла-а-рэ… Вслед за ним песню подхватил и бомж: о-о... о-о. Я тоже не удержался: э кан-та-рэ… о-о.. о-о... И чтобы было совсем похоже на Доменико Модуньо, который и пел из радио, я расставил руки на манер самолёта и «полетел». Услышав, а потом и увидев меня, бомж заулыбался, тоже сделал руками «крылья» и покачал ими. Мы обменялись приветствиями. После этого все пять дней, что мы ходили на пляж и обратно этот бомж приветствовал нас поднятой рукой и кричал «бонджорно». Даже если был занят беседой с кем-то из заправщиков, всё равно прерывался, чтобы помахать нам. 





Еда

Быть на Сицилии и не вкусить её кулинарных специалитетов — такое даже помыслить нельзя. Оля та и вовсе на сицилийскую еду слюни пускает уже не первый год, и где бы мы в Италии не бывали, везде старалась найти забегаловки с вывеской Cucina siciliana, сицилийская кухня. Довольной от своих находок она оставалась далеко не всегда, но стараний не бросала. Теперь же, попав на сам остров, она была настроена познать если не все его гастрономические прелести, то хотя бы те, которые могла себе позволить.

Первым местом, где Оля получила настоящее удовольствие от еды была кулинария-кафе-мороженница Fratelli Caruso, «Братья Карузо». Находилась она у оживлённой дороги, вдоль которой мы ходили на пляж. Контингент посетителей она имела соответствующий: водилы грузовиков, таксисты, работяги с ближайших строек, торговцы овощами, рыбой… в общем, нормальные итальянские люди, которые много работают и любят хорошо покушать. «Эти дрянь точно есть не станут» — рассудила Оля. И в очередной раз оказалась права. То, что она навыбирала себе на обед, чтобы (вроде бы) съесть дома — а это было пять разных блюд, названия и суть которых я даже не буду пытаться здесь воспроизвести — началось поедаться ещё до того, как из кассовой машинки вылез чек за покупку. Две трети этой покупки покинуло кулинарию уже не в упаковке на вынос, а внутри Оли. Оставшуюся треть доверено было донести до дома мне, потому что искушение доесть её на ходу было слишком сильным. Все дни, что мы ходили на пляж, мы исправно заглядывали к «фрателлям», всякий раз находя там что-то такое, что не пробовали раньше.

Другим местом, где мы испытали гастрономический восторг была торговая точка на рынке «Меркато дель Капо» в старом городе. Представляла она собой смесь рыбной лавки и кулинарии. Последняя, как мы поняли, готовила и продавала блюда из того, что разделывала и перерабатывала первая. Заправлял кулинарией пожилой, но весьма подвижный синьор коренастого сложения. На наш вопрос «что это?», когда мы показали ему на какое-то блюдо, он даже не стал отвечать — просто дал попробовать нам обоим по хорошему кусочку. Потом, правда, увидев, что до нас всё равно не дошло, пояснил — «тонно», тунец — и показал на половину туши размером с телёнка, лежавшей в рыборазделочной части его хозяйства. Был ли это именно тот тунец? Едва ли. Слишком уж он был красив для переработки в кулинарии. Его бы и в натуральном виде продали. Пара-тройка домохозяек, я заметил, уже положили на него глаз. Мы же, подкупленные прикормкой, приступили к выбору блюд, показывая синьору всеми своими пальцами, чего нам положить с собой и по сколько «этто» (100 граммов) в коробочку. Взяли мы у него, похоже, неплохо. Посчитав в уме наше ИТОГО, синьор назвал цифру и тут же сам вычел из неё два евро на скидку. Чем не проявление южного радушия?

При том что блюда из рыночной кулинарии были выше всяких похвал, но ещё больше удивил меня вкус хлеба, купленного буквально в паре шагов от рыбы. Продавал его деревенского вида мужик, сидящий на табурете между лотком со специями и коробом с арбузами. Товар у него лежал навалом в потёртой корзине из лозы высотой с пол-человека. Чтобы выбрать то, что тебе понравилось, надо было поковыряться. Мужик против этого не возражал. Ассортимент состоял из двух изделий — багета и круглой буханки с лепестками под ромашку. Оба сверху были щедро посыпаны кунжутом. Снизу кунжута было ещё больше. Его пекарь явно сыпал на рабочую поверхность, когда формировал изделие, чтобы тесто не липло. Багет был из «грано интеро», цельнозерновой, «ромашка» — из белой муки. Оля предложила ограничиться белым, но я, жадный до хлеба, решил взять и багет. Трэ эуро, сказал мужик и для верности показал нам три пальца.

Проба хлеба состоялась тут же на рынке. Ждать до дома было бы неправильно. Вкус еды, как сказала бы Оля, самый сладкий там, где её находишь. И «сладость» этого хлеба меня таки не разочаровала. Несмотря на свою плотность, которую в городском хлебе встретишь нечасто, мякоть его была нежной и податливой. Вкус же проникал в тебя (в меня) не только через нёбо, но и, казалось, бил в голову, как хороший алкоголь, отчего там сразу же пошли крутиться приятные ощущения, улучшающие настроение и поднимающие всевозможный тонус. Не знаю уж, свойство ли это, которое хлеб получает от выпечки в дровяной печи или что-то ещё, но ничего более настоящего по части выпечки я, пожалуй, нигде и никогда и не ел.

(Когда это писалось, Оля, разместившая фото этого хлеба у себя в блоге, сказала мне, что выяснила его происхождение. Одна её читательница из Италии, написала, что он очень похож на тот, что делают в её родном городке Монреале в паре километров от Палермо. Хлебный мир Италии, как видно, тоже не особо просторный.)


















21 комментарий

  1. Пока мы жили в Палермо мы ездили на пляж Монделло. В самом Палермо не стали купаться.
    Кухня.Обожаю сицилийскую кухню. Спасибо за рассказ и фото))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, а ездили на общественном транспорте или машину в аренду брали? В самом Палермо там вроде и негде, мы на окраину уходили, на дикий пляж.
      Да, сицилийская кухня мало кого оставит равнодушной. Она особенная.

      Удалить
    2. Мы по прилету в Палермо, сразу взяли машину в прокате. И сразу же оценили всем прелести сицилийской езды за рулем. Хорошо, что взяли полную страховку и не переживали по поводу мелких царапин, которые появились от парковки местных.
      Я до сих пор вспомнаю канноли и кассату ( ее мы называли сиськой Святой Агаты). Не очень красиво, но очень уж похоже формой)))
      И апероль я впервые попробовала на Сицилии.

      Удалить
    3. Да, с машиной конечно же шире возможности, хотя не без проблем.
      Да, кассату видела)) Пробовала уже в Катании. Угощал хозяин квартиры, которую мы арендовали. Канноли - любовь моя!

      Удалить
  2. Как же я люблю новеллы Мирослава! В этой наслаждалась описанием встреченных людей, без этого еда точно не такая вкусная!))
    Еда покидала кафе/магазин внутри Оли - grandioso! Вышивальный итальянский мир - коммуналка - deliziosamente! Bellissimo!!!
    *от помидор глаз оторвать не могла)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оля! Прочитала мужу, он довольно заулыбался. Отдельная благодарность от него.
      Да, еда и люди - это сердце Сицилии.
      Помидоры красивые, но не скажу, чтобы вкусные "ах!!!" Обычные. Или это я уже привыкла к своим, с огорода?

      Удалить
  3. Спасибо за письма из Италии. Получала всякий раз наслаждение, читая их и рассматривая фотографии. Как поняла из Италии пока писем не будет?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, спасибо! Осталось последнее опубликовать. А если ты о реальности, то пока нет(((

      Удалить
  4. Оля,нужно устроить авторский вечер чтения писем вслух. Как ярко передана атмосфера жизни по-итальянски. Бомж- наш мужик! Замечательные фотографии, особенно с лошадкой, сараем и девочками в церкви. На еду старалась смотреть с полуприкрытыми глазами, особенно на тарелку с морепродуктами. Тоска по морю съедает меня...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Кто умеет писАть, не умеет читать)) Так что лучше уж мы так... фото-словами расскажем. Да, таких бомжей в Будапеште ещё поискать надо. Добродушия такого не найти, правда итальянские бомжи книги не читают ))
      А почему на море не слетаете? Ведь рядом...

      Удалить
  5. Оля,нужно устроить авторский вечер чтения писем вслух. Как ярко передана атмосфера жизни по-итальянски. Бомж- наш мужик! Замечательные фотографии, особенно с лошадкой, сараем и девочками в церкви. На еду старалась смотреть с полуприкрытыми глазами, особенно на тарелку с морепродуктами. Тоска по морю съедает меня...

    ОтветитьУдалить
  6. "Письма" можно читать и перечитывать заново! Столько в них жизни и отношения к ней. Буду ждать очередные!
    Море - тоже моя любовь, не пляж, не купание, а вот такое неспешное созерцание, цвет, запах и шум!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, спасибо! Осталось одно, последнее. Но как знать, может уговорю мужа ещё написать)) Ведь после той поездки мы еще два раза были в Италии. И надеюсь в феврале ещё полетим.
      Да, сидеть у моря - это как другая жизнь. Свой день рождения я провела на берегу под автомобильным мостом))) Да, да, такое совсем не романтичное место. Но как же нам было хорошо, среди рыбаков, старых лодок и настоящей Италии.

      Удалить
  7. Дойдя до слов "Голодным не смотреть!", пошла на кухню и сразу предусмотрительно наложила себе тарелку ленивых голубцов. С ними и вернулась к так долго откладываемому чтению данного произведения, помятуя о предыдущих захватывающих сериях. И оно оправдало себя!
    Да, итальянцы знают толк в еде! Но вот мой муж не остался бы удовлетворён тем, что показано на фотографиях. А мне вполне подошло бы, даже очень в самый раз! Удивили котлетки с гарниром из осьминога)))
    Про море: так везде - самое лучшее море до 8 утра, до 10-11 часов - приемлимо, а потом уже не то. Это я проверила во всех местах, где бывала, даже во Вьетнаме океан.
    Люди - богатство любой страны. И музыка всех сближает. Фрагмент с Воларэ тронул меня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа! Ленивые голубцы!! Сто лет не ела! А ведь мама часто делала и я их люблю. Впрочем, трудолюбивые голубцы я тоже люблю))
      Я впервые попробовала салат из морепродуктов. И он был божественный! Мы его покупали на рынке. В лавке, которая торгует рыбой. А котлетки были из тунца. Не знаю, что мне понравилось больше. Да всё! Хлеб на последнем фото - за ним пришлось ещё раз идти. ПОТРЯСАЮЩИЙ вкус. Причем покупали в какой-то захудалой лавке. Да, Италия знает толк в еде. Неоспоримый факт!
      Наташа, а что, мужу больше еды надо? Или мясо?

      Удалить
    2. Ох, Оля, он "всю эту ботву" не ест в основном. И "мучное - это не еда, а баловство". Ему бы мяса жареного пожирнее и на гарнир тоже можно мясо, а потом бутером с колбасой это всё заполировать. Мне иногда дурно становится.
      И ещё мне жаль, что он не готов пробовать то, как едят другие люди, ему надо как он привык. И слушать не желает о том, что вкусы не просто так подобраны, это традиции вековые!

      Удалить
    3. Наташа, как печально. Ведь это так ограничивает ощущения, радость и удовольствие от еды, того, что составляет существенную часть нашей жизни! Представляю, как сложно тебе принимать такое.

      Удалить
    4. Да, нет, он получает удовольствие. Именно и выбрал эти продукты, потому что получает удовольствие. Даже говорит: хочешь отобрать у меня радость в жизни.
      В общем, я привыкла, выбираю для себя то, что мне хочется. Жаль только, что разделить мою радость мне не с кем. Потому что его радость я разделяю, т.к. в мясных блюдах знаю толк. А ещё отлично сама готовлю.)))

      Удалить